Азбука права

Академическая задолженность школьника — что это?

Заканчивается учебный год. Может случиться так, что у  некоторых школьников образуется академическая задолженность.  В  статьях «Проблемы окончания учебного года и их решение в основной школе»,  «Условный перевод обучающегося и его последствия» в нашем блоге уже рассказывалось о решении этих вопросов родителями обучающихся. Однако немало проблем в связи с этим возникает и у администрации школы.

Отметим, что работа с обучающимися, имеющими академическую задолженность, и их родителями строится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании), приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее – приказ №32).

Руководствуясь этими документами администрация школы:

1.Создает  условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации.

2.Разрабатывает, принимает и утверждает в установленном порядке локальные акты:

  • Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости;
  • Положение об обучении по индивидуальному учебному плану;
  • Положение об обучении по адаптированным программам (если такое обучение организовано  в школе).

Локальные акты должны быть размещены на сайте школы, с ними должны быть ознакомлены родители под роспись.

Вопросы промежуточной аттестации и условного перевода должны быть отражены в Уставе  и учебном плане школы.

Примечание. Порядок разработки, принятия и утверждения локальных актов школы устанавливается ее Уставом.

Под условиями для ликвидации задолженности могут подразумеваться   дополнительные занятия, индивидуальные консультации для обучающегося, а также  индивидуальная работа с психологом или с социальным педагогом.

2.Ведет документацию об академической задолженности в школе, В ней  используются только термины и понятия, установленные Законом об образовании.

3.Для работы с обучающимися, переведенными условно:

  • определяет формы ликвидации академической задолженности;
  • определяет учителей, которые помогают учащимся ликвидировать задолженность и которые организуют занятия по усвоению учебной программы соответствующего предмета в полном объеме;
  • составляет график консультаций;
  • определяет сроки проведения промежуточной аттестации;
  • определяет, в случае необходимости повторной аттестации,  состав комиссии и график ее работы;
  • издает соответствующие распорядительные акты;
  • ведет предусмотренную документацию;
  • информирует родителей и обучающихся об организации работы с обучающимся по ликвидации академической задолженности и о последствиях условного перевода.

Примечание. Понятие «условный перевод» в следующий класс не применяется к обучающимся   1, 4, 9 и 11 классов.

Взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации не допускается.

Как сказано в Комментарии Общероссийского Профсоюза образования к приказам Минобрнауки от 22 декабря 2014 №   1601 и от 11 мая 2016 г.  536,  для учителей согласно квалификационным характеристикам  должностные обязанности не ограничиваются только проведением учебной (преподавательской) работы, как это в ряде случаев безосновательно считают указанные работники,  утверждая, что получают зарплату только за часы учебной нагрузки.

Работа учителя с обучающимися по индивидуальному учебному плану, ускоренным курсам в рамках ФГОС, осуществление  контрольно-оценочной деятельности в соответствии с его квалификационной характеристикой (приказ  Mинздрав соц.развития России от 26 августа 2010 г. N 761н) входят в его должностные обязанности.

Если обучающийся, переведенный условно, не прошел промежуточную аттестацию

В этом случае администрация школы информирует родителей и предлагает сделать выбор, как предусмотрено Законом об образовании, из следующих вариантов: повторное обучение, перевод на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), обучение по индивидуальному учебному  плану. Свое согласие родители должны подтвердить письменно.

Если родители не сделали выбор из предложенных вариантов

В этом случае администрация школы  может провести следующую работу:

  • запротоколировать факт наличия академической задолженности обучающегося;
  • ознакомить родителей и обучающихся с результатами промежуточной аттестации под роспись родителей;
  • составить акт в произвольной форме.

Возможно также сделать видео или аудиозаписи собрания или встречи с родителями, предварительно предупредив их  о том, что записи будут приложены к протоколу.

Информацию об уклонении родителей от своих обязанностей администрация школы вправе  передать в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН) для принятия решения в отношении таких родителей.

На этом правовые механизмы воздействия администрации школы на родителей исчерпываются.

Примечание. Обращение в КДН с ходатайством возможно, если школа может предоставить задокументированные факты, подтверждающие уклонение  родителей от исполнения своих обязанностей по обучению ребенка.

При работе с родителями следует использовать только те правовые механизмы, которые предусмотрены законодательством.

Отказ родителей предпринимать какие-либо действия при наличии у  ребенка академической задолженности в школе не является основанием для ограничения их в родительских правах.

Источник:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016,2017 годов: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

По материалам http://eduinspector.ru/2017/04/09/akademicheskaya-zadolzhennost-shkolnika-administrativnyj-aspekt/

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ ПОСЕЩЕНИЯ ШКОЛЫ?

Многие родители, несмотря на то что школьная форма давно стала обязательным атрибутом учебной жизни, задаются вопросом: школьная форма — это обязательно? Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать форму или можно обойтись без нее?

У родителей и педагогов, учащихся выпускных классов есть множество аргументов «за» и «против». Многие считают, что обязательное ношение школьной формы ущемляет права и обязанности личности. Другие уверены, что школьная форма организует ученика, улучшает дисциплину в классе, повышает уровень внимания на занятиях.

Для чего была введена школьная форма?

https://edusev.ru/uploads/region/consultation/consulting_docs/minobr_o_forme.pdf

  1. Для обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни.
  2. Устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися.
  3. Предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками.
  4. Укрепление общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?

С момента как https://edusev.ru/uploads/region/consultation/consulting_docs/273-fz.pdf  (далее — Закон) дал образовательным организациям возможность устанавливать требования к одежде школьника (цвету, виду, размеру, фасону, знакам отличия и т. д.), вопросов относительно необходимости школьной формы стало еще больше.

С правовой точки зрения, если образовательная организация ввела школьную форму, то она является необходимым условием посещения школы. Обязанность учащегося — выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы (ст. 43 Закона). Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись. Если Устав содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.

В ситуации, когда ученик пришел в школу без формы — он нарушил требования Устава образовательного учреждения. Данная ситуация не должна повлечь за собой такую меру как отстранение от учебы. Это связано с тем, что каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Нарушения Устава образовательного учреждения могут привести к дисциплинарным взысканиям. Чаще всего в школьной практике с учеником или его родителями достаточно провести беседу, чтобы внешний вид ученика соответствовал требования школьного этикета.

Здесь стоит отметить, что школа должна принять локальный акт, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников школы, учащихся. Введение требований к одежде должно приниматься решением всех участников образовательного процесса.

Кто определяет, какую форму должны носить дети?

Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, которая устанавливает виды одежды (спортивная, парадная, повседневная). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки школы, класса в виде эмблем, галстуков, значков. Школа может порекомендовать купить одежду определенного фасона или цветовой гаммы, но не имеет право требовать купить форму в конкретном магазине, указав определенного производителя.

Специальные требования к форме обучающихся предусмотрены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области:

  • обороны и безопасности государства;
  • обеспечения законности и правопорядка;
  • таможенного дела и т. д.

В данном случае правила ношения форменной одежды и знаков различия устанавливаются учредителем образовательной организации (ст. 38 Закона).

По материалам https://edusev.ru/consultation/ombudsmen/yavlyaetsya_li_shkolnaya_forma_obyazatelnym_usloviem_poseweniya_shkoly

17 мая — Международный день детского телефона доверия

До какого времени несовершеннолетний может самостоятельно проводить время на улице?

Старший помощник прокурора г. Новокуйбышевска Уварова Л.Г. разъясняет:

На территории Самарской области принят и действует  Закон  Самарской области от  03.12.2009  № 127-ГД «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию».

Согласно  ст.  5  Закона что на территории Самарской области начиная с последнего воскресенья марта и по последнее воскресенье октября ночным считается время с 23 до 6 часов местного времени, а начиная с последнего воскресенья октября и по последнее воскресенье марта ночным считается время с 22 до 6 часов местного времени.

Под возрастом детей, до достижения которого не допускается их нахождение в ночное время в установленных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, понимается возраст до 16 лет.

Как не стать жертвой преступления.

Старший помощник прокурора  г. Новокуйбышевска Строилов Д.А. разъясняет

Уважаемые ребята!

Каждый из Вас наверняка слышал от родителей и других родственников, друзей или по телевизору о том, что существует такое явление как преступность и преступники: хулиганы на улицах, воры, убийцы, маньяки и прочее. К сожалению, общество не совершенно, преступление — это не абстрактное понятие и оно может быть совершено в отношении Вас, особенно, если находитесь в общественных местах (гуляете на улице, идете из школы домой или в спортивную секцию) без присмотра взрослых.

Вы все считаете себя взрослыми и самостоятельными. К сожалению, преступникам это неизвестно!

Не полагайте, что с вами уж точно ничего плохого не произойдёт. Подумайте также о своих родителях. Им будет очень тяжело узнать о том, что с сыном или дочкой случилась беда.

Много  зависит от нас, если мы станем придерживаться некоторых элементарных правил, а попросту — будем вести себя более осторожно, то вероятность уберечь свою жизнь, здоровье, достоинство от преступного посягательства значительно возрастает.

Хочу привести один очень негативный пример преступного посягательства на несовершеннолетних детей, произошедшего не так давно в Кировском районе нашего города. Две девочки в возрасте от 12 до 15 лет возвращались из школы домой. Не заметив, что за ними следует неизвестный мужчина, открыли подъездную дверь ключом, поднялись на этаж, открыли входную дверь и не успели ее закрыть, потому что этот же мужчина, который шел за ними, втолкнул последних в квартиру, избил и совершил с обеими насильственные действия. Узнав о произошедшем, мама девочек была доставлена каретой скорой помощи в больницу в шоковом состоянии, девочкам оказана медицинская помощь и помощь психологов.

И этот случай, к сожалению, далеко не последний.

Большинство грабежей и разбоев совершается по дороге к месту учёбы или после учёбы, места занятий в кружках, спортивных секциях и т.п. При этом в подавляющем большинстве случаев похищают мобильные телефоны. А это и немалый материальный ущерб, и тяжёлый удар по детской психике!

Но наверняка многие из Вас задавались вопросом о том, почему одни люди (дети) регулярно попадают в такие ситуации и словно притягивают к себе проблемы, а другие наоборот практически никогда с ними не сталкиваются. В чем же здесь хитрость? На самом же деле никакой хитрости здесь нет, все дело в самих людях. Опасность первична и постоянна, но главная задача человека заключается в том, чтобы не противостоять ей, а предвидеть угрозу, избежать или предотвратить ее. Поэтому те, кто об этом знают, очень редко становятся героями криминальной хроники. Умение предвидеть негативную ситуацию, не попасть в нее или счастливо избежать негативных последствий это главный рецепт безопасности.

Любой может стать жертвой преступления, в том числе и по собственной неосмотрительности. Мы предлагаем ряд правил, знание которых помогут в том или ином случае каждому из вас не стать жертвой преступления.

Первое правило. Поведение на улице:
— Соблюдай осторожность;

— Всегда предупреждай родителей и родственников, куда ты идёшь, когда вернёшься, в вечернее время попроси их тебя встретить;

— Старайся как можно дольше идти не один, а в компании (случаи, когда преступление совершается в отношении группы лиц, крайне редки);

— Избегай малолюдных и слабоосвещённых мест;

— Заметив впереди неадекватно ведущего себя человека или агрессивно настроенную группу лиц (в том числе подростков), измени маршрут движения;

— Заметив, что за тобой идут, при наличии малейшего подозрения прибавь шагу, при необходимости не стесняйся бежать, зайди в ближайший магазин, любое людное место, пережди опасность, обратись к сотрудникам полиции, охранникам и персоналу в магазинах.

Второе правило. Поведения в подъезде:
—   Не входи в подъезд с незнакомым человеком, подожди, чтобы он ушёл. Если незнакомый человек ожидает кого-нибудь в подъезде, подожди, пока в подъезд зайдёт кто-нибудь из знакомых (соседей) и заходи в подъезд вместе с ним;

—   Ни в коем случае не садись с незнакомцем в лифт.

Третье правило. Если у тебя есть мобильный телефон.

—  Не хвастайся в школе дороговизной и возможностями модели своего мобильного телефона;

—  На улице старайся как можно реже доставать мобильный телефон, держи его под одеждой;

—  Летом убирай мобильный телефон в сумку (рюкзак);

— Ни под каким предлогом не давай незнакомым людям свой мобильный телефон, чтобы позвонить.

Как вести при нападении грабителя:
—  Не бойся! В своём большинстве грабители рассчитывают именно на страх жертвы;

— Ни в коем случае не позволяй грабителю отвести тебя в безлюдное место: вырывайся, кричи, зови на помощь!

— Если тебе угрожают оружием или предметами, которыми можно причинить вред, не сопротивляйся. Твои жизнь и здоровье дороже любого имущества!

— Старайся максимально запомнить приметы напавшего: возраст, рост, черты лица, цвет волос, одежду. Постарайся запомнить яркие отличительные черты грабителя: шрам, родинку, татуировку, отсутствие зубов, бросающуюся в глаза деталь одежды. Постарайся запомнить, куда преступник пошёл после совершения преступления. (Однако, следить за ним не нужно. Это очень опасно.)

Советы, приведённые в лекции – не запугивание и не плод фантазии взрослых, стремящихся к ограничению вашей свободы. Они взяты из реальной жизни, из общения сотрудников следственных органов с реальными преступниками и их жертвами.

Не отвергайте эти советы. Предостережён – значит, вооружён, а осторожность – это не трусость!